Должен ли шатун шататься на коленвале.
Вопрос пользователя.Отвечает механик компании "Техпрокат"
Для того чтобы дать ответ на данный вопрос давайте вкратце рассмотрим что такое коленвал и для чего он служит.
Коленвал – это один из основных элементов любого двигателя внутреннего сгорания. Основной его задачей служит преобразование энергии сгорания топлива во вращательное движение. Следовательно коленвал выполняет поступательно-вращательное движение. Для того чтобы нормально выполнять данную функцию преобразования и не заклинить коленвал просто обязан иметь три степени свободы. То есть, шатун на коленвале должен, как Вы выразились «шататься» во всех трёх плоскостях нашего пространства (вверх-вниз, вперёд-назад, вправо-влево более детально смотрите в видеообзоре ниже).
Ответ на Ваш вопрос однозначен – шатун ДОЛЖЕН «шататься» на коленвале.
Данный вопрос необходимо несколько перефразировать – «как сильно должен шататься шатун на коленвале?» А вот тут ответ уже будет не столь однозначен. Всё дело в том что степени свободы коленвала задаются проектировщиками того или иного механизма и одного чёткого значения допустимого шата просто не существует. Если показать это на конкретных коленвалах мотокос и бензопил различных производителей, то разница в значениях отличается в разы.
Поэтому для того чтобы точно понять на сколько сильно должен «шататься» шатун на том или ином коленвале, необходимо смотреть техническую документацию двигателя и уже методом измерений определять в каких допустимых пределах работает ваш механизм.
В мотокосах и бензопилах шатун крепиться к коленвалу через игольчатый подшипник. Во время работы двигателя, а следовательно и коленвала происходит механическая выработка как подшипника так и тела коленвала с шатуном и в конечном итоге наступает момент когда данный износ выходит за допустимые значения и коленвал необходимо ремонтировать или полностью менять. Если этого вовремя не сделать, то это может привести к заклиниванию двигателя и более дорогостоящему ремонту.
Поэтому рекомендую Вам ознакомиться с технической документацией по Вашей модели косы или пилы и при каждом небольшом ремонте двигателя, например замене подшипников коленвала или сальников – контролировать данный параметр.